Лабиринтам Заяцких островов более тысячи лет. Среди ученых до сих пор существуют различные мнения об их происхождении. Но предположение о том, что лабиринты имели религиозно-культовое значение, кажется наиболее достоверным.

Север в старинных летописях рассматривался как «ребра северова» — места отдаленные, обиталище злых духов. О саамах и лопарях- народах, населявших север, —  современники писали следующее: «ни один народ на земле не занимался столько волшебством и чародейством, как лопари». Если саам – язычник, то лопарь — колдун в квадрате. Лабиринты использовались ими, как магические инструменты, необходимые для того, чтобы души умерших людей ушли в другой мир и больше не возвращались.

Заяцкие или заездские — острова могли получить название либо от слова «заяц», либо от слова «заезд». Морской путь к Большому Соловецкому острову предполагал заезд на Заяцкий остров. Перед революцией на Заяцких островах был целый «лес» обетных крестов, поставленных мореплавателями, достигавшими Соловецкой обители. Впоследствии на острове образовался Заяцкий скит.

На островах останавливался царь Петр Первый, когда направлялся захватить Нотебург. После посещения Соловецкой обители Петр Первый выбирает небесным покровителем молодого российского флота святого апостола Андрея Первозванного. В память об этом царь повелел основать на Заяцких островах Андреевский скит.

Во время Крымской войны на Заяцкие острова был высажен английский десант, который, ничего не добившись, украл из церкви кружку с пожертвованиями и медный колокол и через некоторое время ретировался. Только варвары могли позволить себе обстреливать из пушек святую обитель.

Изучению лабиринты Заяцких островов подверглись только после закрытия монастыря и организации на его месте Соловецкого лагеря особого назначения. Лабиринты имеют культовое значение: недалеко от них находили кости рыб, морских животных и людей. Существует также мнение, что лабиринты — это ритуальные захоронения.
В годы Гулага на Заяцких островах находился женский изолятор. На малом Заяцком острове скончали свои дни 20 сектантов, отказавшихся работать и называть свои имена, а также расписываться в получении продуктов. Это — одна из трагических страниц истории Соловецкой обители.

На лекции также поговорили о саамском эпосе — сказании о сотворении мира.

В итоге собравшиеся пришли к однозначным выводам: во-первых, не зная язычества, никогда не удастся достоверно определить смысл и назначение Заяцких лабиринтов; а во-вторых, язычество — далеко не безобидное явление, оно часто начинается с простых, безобидных сказок, а заканчивается человеческими жертвами.

Но, «народ, сидящий во тьме, узрел свет» — северные народы — саамы и лопари, были просвещены преподобными Зосимой, Савватием и Германом Соловецкими чудотворцами, а также: преподобными Феодоритом Кольским, Трифоном Печенгским и другими святыми Церкви Христовой.

История Соловецкого монастыря неразрывно связана с историей всего Российского государства.

Поскольку мы стали углубляться в среду народов, населяющих Русский Север, самое время освятить и воздать честь соработникам Соловецких святых: Феодориту Кольскому, Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Миссия распространения христианства на Севере пришла через насельника Святой обители блаженного Феодорита. Надеемся, в ближайшее время в ноябре мы услышим увлекательный рассказ об этих трех святых