Сила иглы в мифологии славян

Игла, булавка — в народной культуре предмет-оберег и одновременно орудие порчи. Символика иглы основана на таких ее свойствах, как острота, малая величина, способность проникать сквозь или вглубь предметов, а также легко теряться (исчезать). По восточно-славянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную иглу — «это нечистый перекидывается», особенно ту иглу, которая лежала острием к нашедшему, а если кто поднимет с пола иглу, шпильку или пруток, должен сразу же их переломить и бросить в щель в полу во избежание домашней ссоры. В польских легендах рассказывается о том, как у «испорченных» нечистой силой девиц, привезенных к святому месту, злые духи выпадали изо рта в виде маленьких булавочек, которые сразу же исчезали в траве.

По верованиям сербов, вештица могла испортить человека с помощью иглы без ушка, поэтому иглу, которой пользовались в ритуальных действиях, следовало ломать и выбрасывать. Так, у болгар в Родопах во время свадьбы деверь зашивал обувь невесты шелковой ниткой, а иглу разламывал пополам над головой девушки и бросал на две стороны. У русских, когда невеста въезжала в ворота к будущему мужу, из ее платья вынимали все воткнутые для оберега иглы, переламывали и бросали на обе стороны, чтобы ведьма «не перекинулась» через эти иглы.
Иголка активно использовалась в любовной магии: тот, кто хотел сохранить любовь женщины, находил змею, продевал иглу с ниткой сквозь ее глаза, произнося при этом заговор, потом делал из жира змеи свечку. Девушка, которая хотела «присушить» к себе парня, должна была в полночь вбить новую иглу в березу и произнести заговор. Сербские девушки, покалывая иголкой подушку, приговаривали: «Колю не подушку, колю своему суженому в глаза, под глаза, в чело, под чело, в сердце, под сердце… чтобы не мог ни есть, ни спать, пока ко мне не придет, чтобы мы поговорили, чтобы мы обручились».
Иглы, воткнутые в одежду, служили оберегом от всякого зла и нечистой силы. От порчи и сглаза русские носили иглу при себе, втыкали в одежду ребенка, иногда брали для этого новую иглу, иглу с ниткой; две иголки скрещивали на груди. По верованиям белорусов, человека, бродящего у воды на Русальной неделе, могут защекотать до смерти русалки, поэтому он должен иметь в одежде иголку и булавки, которыми во время нападения русалок, ему следовало уколото одну или две из них, тогда все они сразу бросятся в воду. Чтобы не сглазили работу, в Полесье иглу втыкали в стену, на которой сновали, в полные веретена и клубки ниток, когда шли сновать в чужой дом, в полотно во время тканья. Поляки верили, что иглу, купленную на найденные деньги, надо носить в шапке, так как она приносит счастье. В Великопольше использовали в магических целях иглу, которой шили особую одежду для покойника: ее клали в посевное зерно, чтобы воробьи не клевали посевов, втыкали в хлеб, чтобы то вредоносное существо, которое хлеб ест, больше не вредило.
В похоронном обряде с помощью иглы оберегали покойников: втыкали в одежду умершего, клали в гроб. Острие иглы во время шитья похоронной одежды должно быть направлено от шьющего к покойнику. Чтобы умерший в «некрещеные дни» (т. е. от Рождества до Крещения) не стал вампиром, его кололи иглой или шипами боярышника; чтобы покойник не стал «ходячим», сербы кололи иглой (или терном, ножом) ему в лицо, ухо, шею, живот, а польские цыгане клали ему под язык две булавки. Иглу без ушка втыкали в хомут лошади, везущей покойника в церковь, дабы она не спотыкалась. В Болгарии иголку с красной ниткой втыкали в белый платок, вывешенный на дверях дома, где лежит умерший, что облегчало ему дорогу на «тот свет».

Написано по работе
М. М. Валенцовой