Микула Селянинович — в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его.

Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
Сошка у оратая поскрипывает, 
Омешики** по камешкам почирикивают.

И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа.

Как орет в поле оратай, посвистывает. 
А бороздочки да он пометывает, 
А пенье, коренья вывертывает, 
А большие-то камни в борозду валит.

В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:

У оратая кобыла соловая, 
Гужики у нее шелковые, 
Сошка у оратая кленовая, 
Омешики на сошке булатные, 
Присошечек у сошки серебряный, 
А рогачик-то у сошки красна золота.

И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:

А у оратая кудри качаются, 
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. 
У оратая глаза да ясна сокола, 
А брови у него да черна соболя, 
У оратая сапожки зелен сафьян, — 
Вот шилом пяты, носы востры, 
Вот под пяту, пяту воробей пролетит, 
Около носа хоть яйио прокати. 
У оратая шляпа пуховая, 
А кафтанчик у него черна бархата.

Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображающих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.

Тут оратай-оратаюшко 
На своей ли кобыле соловенькой 
Приехал ко сошке кленовенъкой, 
Он брал-то ведь сошку одной рукой, 
Сошку из земли оц повыдернул, 
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем.

Как хвост-то у ней расстилается, 
А грива-то у ней завивается, 
У оратая кобыла ступью пошла. 
А Вольгин конь да ведь наскакивает, 
 У оратая кобыла грудью пошла, 
 А Вольгин конь да оставается.

Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.

— Ай же ты оратай-оратаюшко! 
Как-то тебя да именем зовут, 
 Нарекают тебя да по отечеству? 

С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.  информация с сайта http://slavyans.myfhology.info

— Ай же ты Вольга Святославович! 
Я как ржи-то сложу 
да домой выволочу, 
Домой выволочу да дома вымолочу, 
А я пива наварю да мужичков напою, 
— А тут станут мужички меня похваливати: 
Молодой Никуда Селянович!

Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.