Дерево месяца – Ольха.

Ольха сестра орешника. Не смотря на то, что в отличии от него она не приносит съедобных плодов, ольха также с глубокой древности была почитаема в качестве растения магического, а также лекарственного. В традиционной народной медицине широко использовались настои на ольховых шишках и сережках. Их употребляли при потере жизненного тонуса, весенней усталости, а также, поскольку ольха считалась растением преимущественно женским – при женских болезнях.

Подсушенные шишки ольхи использовались в качестве амулетов: люди верили, что их ношение при себе дарует обладателю удачу в денежных и деловых предприятиях. Впрочем, случалось, что шишечки служили амулетом и ворам, а то и прочим лихим людям.

Эти же соплодия женщины использовали в приворотной магии, наговаривая на них и подбрасывая в дом своего возлюбленного; настоем из них могли с той же целью угостить непонятливого мужчину.

Особое внимание древних ведунов и знахарей привлекало удивительное свойство древесины ольхи краснеть на воздухе. Из-за этого в поздние времена ольху почитали деревом нечистым: мол, краснеет она от стыда.

Привлекала ольха и внимание служителей воинских культов: ей приписывали чудесное свойство оберегать в бою ратников, исцелять раны и так далее.

Сегодня ольху наравне с осиной, тополем и некоторыми другими деревьями применяют для избавления от негативной энергии, а также для ускорения залечивания ран и ушибов, для чего плашку из этих деревьев прикладывают к поврежденному месту. Действительно, по не очень понятным причинам, использование деревянных плашек в целебных целях позволяет быстрее залечивать раны, даже достаточно серьезные.

Оберег месяца.

Знаки засеянного поля, уподобленного чреву ожидающей ребенка женщины, и прорастающего зерна известны многим. Апрель – пора сева яровых и роста озимых, поэтому символы-пожелания и символы-заклинания грядущего урожая вполне уместны. Рядом – знаки неба и туч, посылающих на землю дождь. Такой узор называется «стёкла» — возможно, как напоминание о том, что по некоторым древним представлениям небеса сделаны из хрусталя.

Привлечение и защита, того, для получения чего затрачено очень много труда и сил – чем не подходящее современное толкование древних знаков? Эти символы могут обеспечить и успешное завершение новых, весенних начинаний и достойные плоды прежних усилий, приложенных минувшей осенью в пору сева озимых, — иными словами, добиться желанного результата и перейти на новый качественный уровень.

Обрядовая кухня апреля.

Печенья-жаворонки, караваи, колобки.

Жаворонки, хотя и именуются печеньями, не очень-то напоминают нам с детства привычное «Юбилейное» или «Земляничное». Просто мягкие сдобные хлебцы в форме весенней птахи перелетной.

Караваи – хлеба округлой формы, напоминавшие корову или быка, — также были в ходу как обрядовая пища. Интересно, что у «коровая» есть родственница, хорошо нам всем известная. Это коврига, которая раньше обозначала «цельный хлеб». Посему вполне уместным будет привести сравнительно несложный рецепт приготовления любимого взрослыми и детьми лакомства – медовых коврижек.

Для приготовления одной коврижки требуется уварить 0,5 кг меда с чайной ложкой корицы, гвоздики, мускатного ореха, имбмря, кардамона и остудить. Не удивляйтесь: многие из этих пряностей, хоть и доставлялись из далека да стоили немало, бытовали еще в Древней Руси.

Пока мед остывает, надо взбить с сахаром 5 куриных яиц, добавить туда 1,5 стакана муки и замесить крутое тесто.

Поставьте тесто в теплое место на 3-4 часа, несколько раз тщательно перемешайте в течение этого времени. Затем добавьте еще 1,5 стакана муки, чайную ложку соды, как следует перемешайте, выложите на противень и дайте постоять еще около часа, чтобы тесто хорошо поднялось.

Выпекают коврижки в духовке при умеренной температуре примерно 45 минут. Готовую коврижку пропитывают пряной медовой смесью, сверху обливают глазурью, смазывают медом.

1.04 — 1 кветня — День пробуждения Домового
День пробуждения домового «Марья-зажги-снега, заиграй овражки».

3.04 — 3 кветня — Переплут
День Переплута — хозяина водяных. Ночью приносят требы и жертвы водяным. После чего водяной в ту реку, куда была принесена треба, пригоняет рыб побольше да пожирнее, кроме того бывает милостив к рыбакам, не рвёт сети. Такие же требы приносят и Переплуту в моря и озёра.

6.04 — 6 кветня — День пробуждения Лешего

7.04 — 7 кветня — День Богини Карны — Плакальщицы («Благовещенье»).

7.04-14.04 — 7-14 кветня — Перунова Неделя *(точная дата вариативна)

Перунова неделя. Празднование этой недели уходит корнями в языческие, древние времена, когда поосле весеннего равноденствия (22 марта) начинались обряды, посвященные приходу весны. Непосредственно примыкавшая к этим празднованиям неделя называлась перуновой и посвящалась этому богу. В течении всей недели Перуну посвящались жертвы, которые должны были помочь божеству победить темные силы зимы. Для этого на возвышенных местах разжигали костры (перуновы костры). После принятия христианства Перунова неделя органично вошла в годовой цикл праздников, и все обряды стали приуроченными к пасхальной неделе (что в принципе одно и тоже).

С понедельника начинали убирать, чистить и мыть дома и другие помещения, подготовляя их к встрече весны (в православии Пасхи). Во вторник изготовляли «боченое молоко»: брали нежного конопляного или льняного семени, толкли его в ступе и разводили водой. Взвесь мелких капелек масла приобретала белесоватый оттенок. Считалось, что соченое молоко оберегает от нечистой силы, защищает от болезней. Этим раствором также поили скотину, обеспечивая ей сытую жизнь и обильный приплод.

В среду совершали ритуал обливания скотины «живой водой». Чтобы получить такую воду, по оврагам собирали снег. Когда он таял в избе, в ведро добавляли несколько крупинок прошлогодней «четверговой соли». Водой обливали всю скотину предварительно выгнав ее во двор, а затем брызгали по углам хлева и курятника. Тогда же старались умилостивить нечистую силу, особенно домового. Под угол дома или на чердаке клали еду и приглашали домового ее отведать, произнося приговор: «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси». Похожим образом пытались умилостивить лешего (уже в более поздние времена христиане предварительно снимали нательный крест) , затемно отправлялись в лес. Там, сев на поваленную березу или осину, клали принесенное угощение и приглашали лешего: «Царь лесной, царица лесная, возьми на доброе здоровье, дай мне на плод, на род». Затем собирали на земле муравьев и приносили их в хлев.

Если Четверг приходился на морозный день, то совершали ритуал «кормления мороза»: варили овсяной кисель, наливали его в миску и ставили на окно или выносили его во двор, приглашая Мороз отведать кушанье: «Мороз, мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь». Иногда вместе с морозом приглашали зверей: «Волки, медаеди, лисицы, куннцы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть». Чтобы уберечь скотину, совершали обряд «выкликания скота». Для этот кричали в открытую печную трубу, последовательно перечисляя весь домашний скот. Вместо трубы могли использовать окно дома. В этом случае соседка или один из членов семьи стучали в окно и спрашивали: «Дома ли коровки (овечки)». Хозяйка тотчас отвечала: «Дома, дома», В диалоге также назывались все огородные и зерновые культуры и предметы домашней утвари. Со временем обряд утратил первоначальное значение и превратился в детскую игру под названием «Кто дома?» В четверг же топили баню, и обитатели дома мылись. Кроме того, в этот день отдавали дань культу предков: готовили баню для мертвых и оставляли для них поминальную трапезу. Поэтому четверг называли «чистым». Одновременно при топке печи в ней пережигали соль: щепотку соли заворачивали в узелок и клали внутрь печи. Когда кончали топить, соль доставали. «Четверговая соль» использовалась в лечебных целях: узелок с четверговой солью хранили в ладанках, позднее божницах или за иконами.

14.04 — 21.04 — 14-21 кветня — Фомина Неделя
Неделя поминовения усопших. (вторник на этой неделе — Радуница — поминание родных и близких); (четверг — (опасный) — «Навий день»).

14.04 — Марья-пустые щи
К этому дню выходил запас кислой капусты.
«На Марью снег и под кустом растаял»

15.04 — Тит-Ледолом. Поликарп.
Ломается лед, вскрываются реки, начинается ледоход. «Загуляла река-матушка».

Поликарпов день — начало бесхлебицы. «Всякого нета припасено с лета», «Весна красна да голодна.»
— Тит, иди молотить?
— Брюхо болит.
— Тит, иди кисель есть?
— Где моя большая ложка!

16.04 — Никита-Водопол
Разливаются реки. «Водяной просыпается от зимней спячки»

18.04 — Федул-Ветренник
Наступает весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. «Пришел Федул — теплом подул»;
На Федула сверчки просыпаются, оживают божьи коровки.
Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

21.04 – Родион ревучие воды. Ледолом. Встреча Солнца с Месяцем.
«Вешней воды и царь не уймет».

На Родиона запахивают.
По старинному поверью солнце в этот день встречается с месяцем. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем. Из этого выводят предположения о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. По поверью, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что он делает, а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда оканчивается землетрясением. Чаще в этой ссоре обвиняют месяц, называя его гордым и задорным.

В этот же день отмечается и Руфов день. «Руф дороги порушил (распутица)». «На Святого Руфа путь рушится».14.04 — 21.04 — 14-21 кветня — Фомина Неделя

Неделя поминовения усопших. (вторник на этой неделе — Радуница — поминание родных и близких); (четверг — (опасный) — «Навий день»).

22.04 — 22 кветня — Лельник

Лельник — праздник, посвещённый Богине девической любви — Леле. Наш, славянский, “женский день”. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.

23.04 — 23 кветня — Ярило Вешний

В этот день проводится важный обряд — Отмыкание Земли. Кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Ярило (как и Хорс) ещё и покровитель коней. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!
Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили “бяшками” — особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда “обхода”, после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала “от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего”. После чего волшебный круг замыкался железным замком. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

30 кветня (30.04) заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить землю: “Летите, милые деды…”. Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшенную кашу, крашеные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе “боряхуся по мертвецы”, показывая свое боевое искусство.

С высокой горы катают крашеные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

В ночь с 30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается праздник — Живин день.Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь.

Весь наступающий день 1 травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

25 апреля — Василий Парийский. Землю парит.

«Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает».
«На Василия и земля запарится, как старуха в бане».

Парит кручи, пар от земли струится, тепел и животворен. Охотники утверждают, что на этот день медведь выходит из берлоги. О зайцах говорят: «Заяц, заяц, выскочи из куста». Зайцы бегают днем. «Заяц на слуху!» «Заяц — сед, навидался бед».

27 апреля — МАРТЫН-ЛИСОГОН

Переселение лисиц в новые норы, ворон — в новые гнезда.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются со старых нор в новые и в первые три дня и три ночи своего переселения бывают слепы и глухи. «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает».

Вороний праздник (ворон кормили хлебными крошками). В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает в отдел, на отдельное семейное житье.

28 апреля – Пуд.

«На святого Пуда доставай пчел из-под спуда». Выставляют пчел из омшаников для облета.

29 апреля — ИРИНА-РАССАДНИЦА

Ольха цветом обвисает.
В этот день сеяли капусту на рассадниках, приговаривая: «Родись, капустка, бела и кругла».

30 апреля — ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.

В этот день с обрядами и заговорами вывозят пчел на пасеки. Проходя мимо ульев, дети приговаривали: